Система транспорта и дозирования аспирационной пыли и сырья для подготовки шихты
2005 г. Заказчик ОАО «РусАл», Саяногорский алюминиевый завод (анодное производство) Назначение Внедрение системы управления для строящейся линии транспорта и дозирования. Цель: стабилизация анодной массы, раздельное транспортирование по типу сырья и фракциям: 4 - 12 мм (огарки), 0.5 - 4 мм (кокс, огарки), 0.0 - 0.5 мм (мельничный помол нефтяного кокса), 0.0 - 0.5 мм (огарки), 0.0 - 0.06 мм (аспирационная пыль). |
Исходным сырьем для подготовки шихты является прокаленный нефтяной кокс, огарки анодов, брак обжига, отходы собственного производства – брак «зеленых» анодов, брак анодной массы и пыль с 6-ти аспирационных установок. Все это сырье должно быть измельчено, классифицировано по размерам и зашихтовано согласно принятой рецептуре. При этом необходимо набрать материал всех классов крупности в необходимом соотношении, правильно, в полном объеме, использовать все исходное сырье – не должно происходить накапливание и избытка того или иного класса крупности или, наоборот, образования дефицита каких-нибудь классов.
Целью модернизации были: стабилизация анодной массы; раздельное транспортирование по типу сырья и фракциям:
– 4 – 12,0 мм – крупная (из огарков),
– 0,5 – 4,0 мм – средняя (кокс, огарки),
– 0,0 – 0,5 мм – тонкая (мельничный помол нефтяного кокса),
– 0,0 – 0,5 мм – тонкая (огарок),
– 0,0 – 0,06 мм – аспирационная пыль.
Реализована цель формирования пересыпочного материала для печей обжига из огарков – произошло снижение расходов нефтяного кокса.
Технические характеристики
Тип фракции | Количество двигателей, шт. | Нагрузка двигателей*,% | Угол наклона к гориз., град. | Длина аэрожелоба, м | Пиковая производительность, т/час | |
---|---|---|---|---|---|---|
аспирационная пыль (смесь кокс и огарки) | желоб на дозаторы | 4 | 18 | 4° | 22.8 | 3 |
раздающий желоб | 2 | 30 | 4° | 3.7 | 22 | |
огарки (0.0 – 0.5 мм) | желоба на дозаторы | 2 | 50-60 | 5-7° | 8-11 | 2,8 |
раздающий желоб | 2 | 50 | 8° | 6.5 | 22 |
*max Мощность двигателя 1.25 кВт при Umax = 220В
С вводом в промышленную эксплуатацию системы разделения обоженных возвратов на три фракции и их отдельного дозирования удалось снизить содержание нефтяного кокса в 1 т анодной массы на 36 кг. Даже при постоянной тенденции снижения качества поставляемого сырья, «зеленый» анод имеет следующие характеристики:
Наименование параметров | До модернизации | После модернизации |
---|---|---|
плотность, г/см3 | 1.59 – 1.60 | 1.64 – 1.66 |
пористость | отклонения 7-10% | стабилизировалась |
Состав оборудования
По технологии все оборудование размещено на многоуровневой конструкции. Монтаж оборудования, а затем его пуск проводились без остановки технологических линий, а запуск – сразу на выпуск продукции заданного качества. Допустимая норма брака – 0.5 %.
Аспирационная пыль подвержена сильному слеживанию и уплотнению при хранении, в результате чего при дозировании возможно «зависание» пыли в бункерах и нарушение работы дозирующих устройств. Противоположностью зависания являются возможные прорывы пыли. Для дополнительного аэрирования в транспортных устройствах применяются аэрокарты.
С увеличением содержания в материале сверхтонких классов появляется проблема точности дозирования. Поэтому для дозирования огарков фракции 0.5 мм и аспирационной пыли установлены сдвоенные дозирующих устройства, работающих поочередно. Таким образом, сократилось до минимума время работы дозатора в «слепом» режиме. Оно составляет не более 10 сек.
Было установлено оборудование транспортно-дозирующей системы:
- 12 аэрожелобов, 3 сборных бункера объемом до 2.5 куб.м.,
- Раздаточный бункер объемом 8.0 куб.м. для фракции 0.5 - 4 мм,
- Раздаточный бункер объемом 12.5 куб.м. для аспирационной пыли,Дополнительный аспирационный бункер и собственная система аспирации аэрожелобов,
- Раздаточный бункер объемом 3.5 куб.м. для аспирационной пыли,
- Раздаточный бункер объемом 3.5 куб.м. для фракции 0 - 0.5 мм,
- 18 весоизмерительных бункеров с дозаторами материала,
- Шнек транспорта фракции 0.5 - 4 мм,
- 3-и переключателя потока для возможности переключения транспортных потоков на существующую схему,
- Ножевой затвор для возможности переключения транспорта аспирационной пыли участка на существующую схему,
- 4 ножевых затвора для раздачи фракции 0.5-4 мм в существующее технологическое оборудование и бункера сырья,
- 3-и пневмопульта управления дозирования материала,
- 5 пневмопультов управления аэрожелобами,
- 6 уловителей инородных примесей в транспортируемом материале,
- 3 сборочных коллектора для сбора всех фракций и пыли в существующие шнековые конвейеры.(раздача на 3 линии производства анодов),
- 3 аспирационные системы для дозирующих (весоизмерительных) бункеров,
- 3 воздуховода для обеспечения аэрожелобов чистым воздухом длиной от 18 до 30 метров
Диапазон размещенного оборудования – с отметки 3.6 до отметки 36.0 по высоте и 18 х 24 метра в плане.
Автоматика и системы управления
Автоматика системы транспорта реализована на базе контроллеров серии FlexLogix производства Rockwell Automation. В проекте реализована стыковка новой системы и существующих АСУ ТП, реализованных на базе контроллера Procontic DP-800.
Нижний уровень состоит из пяти локальных АСУ ТП, из них три АСУ ТП дозирования: фракции кокс, огарков 0.5 – 4.0 мм, фракции огарков 0.0 – 0.5 мм и фракции аспирационной пыли 0.0 – 0.06 мм. Для фракций 0.0 – 0.5 и пыли реализовано непрерывное дозирование без «слепого режима». Еще две АСУ ТП управляют транспортом пыли и мелкой и средней фракций.
Состав комплекса технических средств нижнего уровня автоматизации:
- Шкафы управления локальными АСУ ТП транспорта и дозирования;
- БУТСы на каждом из отрезков транспортного желоба.
Верхний уровень системы представлен единым АРМом, с которого по сетевому интерфейсу ControlNet производится управление системой транспорта и дозирования аспирационной пыли и транспортом коксовой пыли с фильтра «Dantherm Filtration».
Технологическое оборудование системы транспорта изготовлено на базе аэрожелоба конструкции ТоксСофт.
Перечень работ
- Разработка полного проекта АСУ ТП;
- Разработка автономных блоков управления транспортом сырья (БУТС);
- Изготовление шкафов управления и БУТС, поставка оборудования КИП и монтажных материалов;
- Разработка ПО PLC, HMI;
- Интеграция новой АСУ ТП с существующей системой управления;
- Монтаж и пуско-наладка.